МБОУ ДОД ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

 

                       

 

                                                                                         УТВЕРЖДАЮ                                                        

Директор МБОУ ДОД дворца

творчества детей и молодежи

                                      _____________ Т.В.Кудасова

                                                                               

                                                                               Принята на педагогическом

                                              совете

                                                                                  Протокол № 1 от 29.08.2013г.  

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей

 дворца творчества детей и молодежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Смоленск

Скорректирована 2013г.

 

Содержание

 

 

I.                   Паспорт образовательной программы.

 

II.                Пояснительная записка.

 

1.    Информационная справка.

2.    Цели и задачи деятельности ДТДМ.

3.     Характеристика образовательной среды и воспитательного пространства.

4.    Управление образовательным процессом.

5.    Ожидаемые результаты.

6.    Портрет выпускника.

 

III.             Организация образовательного процесса.

 

IV.            Учебный план.

 

V.               Приложения к программе.

-      Перечень образовательных программ на 2013-2014 уч. год

-      Учебный план на 2013-2014 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.        ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Полное наименование программы

Образовательная программа

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей

дворца творчества детей и молодежи

 

Правовая основа деятельности МБОУ ДОД ДТДМ

-           Конституция РФ,

-           Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

-           Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года;

-           Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года, утверждена 18.12.2006 года;

-           Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утверждена постановлением правительства РФ от 07.02.2011 года;

-           Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

-           Указ Президента от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

-           Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Указом Президента РФ 03.04.2012 года;

-           Постановление правительства РФ от 06.10.2011 №823 «О государственной программе патриотического воспитания граждан на 2011-2015 годы»,

-           Устав МБОУ ДОД ДТДМ,

-           Санитарно-эпидемиологические требования к учреждению дополнительного образования,

-           Локальные акты МБОУ ДОД ДТДМ.

Заказчик программы

Администрация МБОУ ДОД ДТДМ

 

Основные разработчики программы

Кудасова Т.В., директор ДТДМ

Юхименко Л.Ф., зам. директора по УВР

Масютина И.В., зам. директора по НМР

Фролова Н.С., зав. методическим отделом

Исполнители программы

Педагоги, методисты МБОУ ДОД ДТДМ

Цель программы

Создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей оптимальное развитие личности ребенка, активизацию его познавательных интересов, формирование творческих способностей, обладающей социально-нравственной устойчивостью.

 

Задачи программы

-        Создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей.

-        Организация широкого спектра видов деятельности по техническому, художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному, эколого-биологическому направлениям.

-        Возрождение народной культуры и духовности.

-        Формирование личности гражданина и патриота.

-        Оказание помощи обучающимся в их социальном и профессиональном самоопределении.

-        Пропаганда физкультуры и здорового образа жизни.

-        Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.

-        Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

-        Оказание методической и практической помощи СДГО имени Ю.А. Гагарина и различным категориям педагогических работников.

-        Повышение профессионального мастерства педагогических работников ДТДМ.

-        Разработка авторских учебных планов, программ, технологий, их экспериментальная проверка и реализация на практике.

-        Создание методических пособий и рекомендаций по вопросам содержания и организации образовательного процесса во Дворце творчества детей и молодежи.

-       Укрепление и развитие материально-технической базы Дворца творчества.

Ожидаемые конечные результаты

-    Повышение качества образования;

-    повышение уровня квалификации педагогов, освоение нового порядка аттестации педагогических кадров;

-    углубленное развитие 10 лицензионных образовательных направленностей;

-    совершенствование дополнительных образовательных программ и разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

-    внедрение системы итоговой аттестации обучающихся и разработка системы оценки качества образования;

-    активное освоение и использование инновационных педагогических технологий;

-    развитие проектной деятельности;

-    привлечение финансовых средств различных фондов и грантов;

-    наличие дополнительных информационных ресурсов (аудио-, видеотека; выход в Интернет);

-    расширение партнерских отношений в области культуры, образования;

-    участие в международных,  всероссийских, региональных, областных и городских конкурсах, фестивалях, научно-практических  конференциях. 

Система организации контроля реализации программы

Виды контроля работы детей и педагогов:

-        вводный контроль (перед началом работы);

-   текущий контроль (в ходе учебного процесса);

-        промежуточный контроль (по завершении изучения отдельных разделов программы);

-        итоговый    контроль    (после    завершения    всей    учебной программы);

-        тематический и сравнительный контроль (за работой педагогов).

 

Основные направления реализации программы

-        Создание единого образовательного пространства;

-        обновление содержания деятельности;

-        развитие положительного имиджа и уникальности ДТДМ через систему маркетинговых исследований;

-        активное привлечение родительской общественности к управлению ДТДМ;

-        профессиональное развитие педагогов;

-        учет интересов всех участников образовательного процесса;

-        создание положительного психологического климата;

-        стимулирование инициативы и творчества педагогов;

-        системное внедрение инноваций;

-        привлечение внебюджетных источников финансирования;

-        сохранение и развитие традиций Дворца;

-        поддержка детской организации имени Ю.А. Гагарина;

-        работа с одарёнными детьми;

-        работа с детьми с ограниченными возможностями.

Ф.И.О., должность, телефон руководителя программы

Кудасова Татьяна Васильевна, директор ДТДМ, 38-26-08

Постановление об утверждении программы

Решение педагогического совета МБОУ ДОД ДТДМ от 29.08.2013 № 1

 

 

II.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Смоленский городской Дворец творчества детей и молодежи – одно из старейших в России учреждение дополнительного образования, которое выполняет заказ юных смолян и их родителей, удовлетворяя их разнообразные запросы, потребности и интересы.

Дворец творчества (ранее Дворец пионеров и школьников) открылся 17 ноября 1935 года.

В настоящее время во Дворце творчества функционируют 6 больших подразделений со своими творческими коллективами.

Это методический, организационно-массовый отделы, центр этнографии, краеведения и туризма, отделы художественного воспитания, технического и прикладного творчества, детское оркестровое объединение с общим контингентом обучающихся 2534 человека.

 

1. Информационная справка

 

Полное наименование

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дворец творчества детей и молодежи города Смоленска

(МБОУ ДОД ДТДМ)

Юридический адрес

214000, город Смоленск, улица Коммунистическая, дом. 1/9

Фактический адрес

214000, город Смоленск, улица Коммунистическая, дом. 1/9

Телефон

38-39-33

E-mail:

oknavdetstvo@mail.ru

Банковские реквизиты

УФК по Смоленской области

ФКУ Администрации города Смоленска

л/счет 20907233620

ИНН 6730024037

КПП 673001001

БИК 046614001

р/счет 40701810066143000910

ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области г. Смоленск

Учредитель

Администрация города Смоленска

Место регистрации Устава

Постановление Администрации г. Смоленска от 02.09.2011 № 1714-адм

Регистрационное свидетельство

1026701454262

Лицензия

№ 4244 от 25 ноября 2011 г. (бессрочная)

Государственный статус:

Тип

 

Вид

Категория

 

Образовательное учреждение дополнительного образования детей

дворец творчества детей и молодежи

категория высшая

Директор

Кудасова Татьяна Васильевна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Юхименко Людмила Федоровна

Заместитель директора по научно-методической работе

Масютина Ирина Викторовна

Заместитель директора по ИКТ и финансам

Винокурова Тамара Александровна

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

Новикова Любовь Васильевна

 

 

 

2.     Цели и задачи МБОУ ДОД дворца творчества детей и молодежи.

Целью образовательной программы Дворца творчества как учреждения дополнительного образования является создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей оптимальное развитие личности ребенка, активизацию его познавательных интересов, формирование творческих способностей, обладающей социально-нравственной устойчивостью.

 

В своей деятельности Дворец творчества ориентируется на решение следующих задач:

1.  Создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей.

2.  Организация широкого спектра видов деятельности по техническому, художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному, эколого-биологическому направлениям.

3.  Возрождение народной культуры и духовности.

4.  Формирование личности гражданина и патриота.

5.  Оказание помощи обучающимся в их социальном и профессиональном самоопределении.

6.  Пропаганда физкультуры и здорового образа жизни.

7.  Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.

8.  Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

9.  Оказание методической и практической помощи СДГО имени Ю.А. Гагарина и различным категориям педагогических работников.

10.            Повышение профессионального мастерства педагогических работников ДТДМ.

11.            Разработка авторских учебных планов, программ, технологий, их экспериментальная проверка и реализация на практике.

12.            Создание методических пособий и рекомендаций по вопросам содержания и организации образовательного процесса во Дворце творчества детей и молодежи.

13.            Укрепление и развитие материально-технической базы Дворца творчества.

 

3.   Характеристика образовательной среды и воспитательного пространства.

 

Дворец творчества – это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, осуществляющее образовательную деятельность по образовательным дополнительным программам 10 направлений:

-    научно-техническое;

-    техническое;

-    физкультурно-спортивное;

-    художественно-эстетическое;

-    туристско-краеведческое;

-    эколого-биологическое;

-    военно-патриотическое;

-    социально-педагогическое;

-    культурологическое;

-    естественнонаучное.

В основе образовательной среды и образовательного процесса во Дворце творчества лежат следующие принципы:

1)  разносторонне развитие личности каждого ребенка;

2)  гуманистическая направленность образовательного процесса;

3)     инновационные идеи;

4) творческий характер деятельности детей и педагогов дополнительного образования;

5) самореализация личности ребенка и педагога.

 

Образовательная среда рассматривается как среда, в которой осуществляется целенаправленная специальная образовательно-воспитательная деятельность по развитию личности ребенка. Она предусматривает:

1.   Создание социокультурной инфраструктуры для реализации личностно-ориентированного подхода в системе образования Дворца творчества.

2.   Создание необходимых условий для свободного осознания и добровольного выбора ребенком широкого спектра видов творческой деятельности.

3.   Реализация идеи сотрудничества, где ребенок и педагог выступают как равноправные субъекты в творческой развивающей деятельности.

4.   Формирование устойчивой положительной мотивации ребенка к тому или иному виду образовательной деятельности во Дворце творчества.

5.   Создание условий для формирования нравственно-ценностной ориентации личности. Освоение культурных ценностей, профессионального самоопределения, реабилитации и адаптации к жизни в обществе.

 

Дворец творчества как учреждение дополнительного образования не только удовлетворяет все возрастающие образовательные потребности личности, но и решает задачи духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей, тем самым, формируя воспитательное пространство учреждения.

Под воспитательным пространством понимается педагогически целесообразно организованная среда жизнедеятельности ребенка, где осуществляется его развитие и самоутверждение. Воспитательная среда в равной мере формируется педагогами дополнительного образования как на уроке, так и во внеурочное время - при организации досуговой деятельности учреждения.

Воспитательное пространство создается через:

- информационное пространство,

- образовательное пространство,

- сотрудничество и социальные связи,

- атмосферу психологического единства,

- самоуправление детей.

В основе функционирования воспитательного пространства во Дворце творчества лежат принципы гуманно-личностной педагогики:

1)  целостности формирования личности ребенка;

2)  педагогического оптимизма;

3)  приоритетной опоры на положительные эмоции;

4)  содружества и сотворчества ребенка и педагога.

 

Во Дворце творчества занимается 2534 воспитанника в 192 объединениях от 5 до 18 лет. Контингент детей воспитанников ДТДМ формируется по принципу добровольности выбора ребенком выбора творческого объединения.

По возрастному признаку сформировалось устойчивое деление учащихся на 3 основные группы: младшие школьники (5-10 лет); учащиеся среднего школьного возраста (11-14 лет); учащиеся старшего школьного возраста (15-18 лет).

В ДТДМ согласно штанному расписанию работают: заведующие структурными подразделениями, педагоги дополнительного образования, методисты и концертмейстеры, из них более 50% имеют высшую квалификационную категорию.

 

Материально-техническая база учреждения позволяет осуществлять качественную образовательную, социально-массовую и методическую деятельность.

ДТДМ располагает 23 учебными кабинетами, подсобными помещениями. Общей площадью 2111,3 кв.метра на правах оперативного управления.

 

  Программа нацелена на продолжение внешней интеграции ДТДМ, расширение взаимодействия с организациями и учреждениями системы образования и другими ведомствами по направлениям образовательной, досуговой и методической деятельности.

 

 

Сфера взаимодействия ДТДМ.

 

 

ДТДМ

 

Департаменты Администрации Смоленской области:

 

-          департамент по образованию, науке и делам молодежи

 

-          департамент социального развития

 

-          департамент культуры

 

-          департамент природных ресурсов

 

 

Управления Администрации города Смоленска:

 

-          образования и молодежной политики

 

-          культуры

 

 

Комитет по физической культуре и спорту

Торгово-промышленная палата

Советы ветеранов

 

 

Центры:

 

-          развития детского творчества

 

-          детско-юношеского туризма

 

-          культуры

 

-          психологический

 

-          российский исследовательский центр по правам человека

 

-          областной научно-методический центр

 

 

Общеобразовательные школы города Смоленска

Спортивные школы города Смоленска

ДЭБЦ «Смоленский зоопарк»

Музыкальные школы

Детские сады

Художественная школа

СРДГО «Радуга»

 

 

Фонды:

 

-          детский

 

-          мира

 

 

Университеты и институты:

 

-          СмолГУ

 

-          Институт искусств

 

-          Академия физической культуры

 

-          СФМЭИ

 

 

Колледжи и училища:

 

-          современных технологий

 

-          педагогический

 

-          музыкальное училище

 

 

Клуб «Феникс»

Институт развития образования

Лицей №1 и №4

Филармония

Драматический театр

МЧС

Ассоциация детей-инвалидов «Луч надежды»

Дома культуры:

 

-          профсоюзов

 

-          УВД

 

-          работников просвещения

Музеи

МБПЦ «Смоленские дворы»

Русский народный оркестр им. Дубровского

Областной детский приют

Детские дома

Модельное агентство

Смоленское отделение Всероссийского музыкального общества

Общественная организация «Смоленские скауты»

 

 

Межгородские связи коллективов ДТДМ:

 

-          оркестр народных инструментов ДМШ, г. Орша

 

-          оркестр русских народных инструментов «Мозаика», г. Новгород

 

-          вокально-хореографический ансамбль «Плясицы», г. Зеленоград

 

-          джаз-оркестр Центра детей и юношества, г. Ярославль

 

-          Национальный биосферный парк «Смоленское Поозерье»

 

-          Руднянский экологический центр

 

-          Общественная организация «Заповедные острова», г. Москва

 

-          Окружной Центр детско-юношеского творчества «Медведково», г. Москва

 

-          Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Раскат»,       г. Балашиха, Московская обл.

    

Основные направления деятельности:

-       Создание единого образовательного пространства;

-       обновление содержания деятельности;

-       развитие положительного имиджа и уникальности ДТДМ через систему маркетинговых исследований;

-       активное привлечение родительской общественности к управлению ДТДМ;

-       профессиональное развитие педагогов;

-       учет интересов всех участников образовательного процесса;

-       создание положительного психологического климата;

-       стимулирование инициативы и творчества педагогов;

-       системное внедрение инноваций;

-       привлечение внебюджетных источников финансирования;

-       сохранение и развитие традиций Дворца;

-       поддержка детской организации имени Ю.А. Гагарина;

-       работа с одарёнными детьми;

    работа с детьми с ограниченными возможностями.

 

 

 

4. Управление образовательным процессом.

 

Управление образовательным процессом во Дворце творчества реализуется через следующую структуру.

 

 

Общее собрание трудового коллектива

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совет воспитанников детских объединений (ВДО)

 
 

 

 

 

 

 

 

 


5. Ожидаемые результаты.

-       Повышение качества образования;

-       повышение уровня квалификации педагогов, освоение нового порядка аттестации педагогических кадров;

-       углубленное развитие 10 лицензионных образовательных направленностей;

-       совершенствование дополнительных образовательных программ и разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

-       внедрение системы итоговой аттестации обучающихся и разработка системы оценки качества образования;

-       активное освоение и использование инновационных педагогических технологий;

-        развитие проектной деятельности;

-       привлечение финансовых средств различных фондов и грантов;

-       наличие дополнительных информационных ресурсов (аудио-, видеотека; выход в Интернет);

-       расширение партнерских отношений в области культуры, образования;

-        участие в международных,  всероссийских, региональных, областных и городских конкурсах, фестивалях, научно-практических  конференциях.       

 

Под результативностью деятельности Дворца творчества детей и молодежи понимается совокупность положительных результатов, полученных в процессе обучения и воспитания.

Отслеживание воспитательных результатов осуществляется через различные виды контроля работы детей и педагогов:

-         вводный контроль (перед началом работы);

-   текущий контроль (в ходе учебного процесса);

-    промежуточный контроль (по завершении изучения отдельных разделов программы);

-    итоговый    контроль    (после    завершения    всей    учебной  программы);

-   тематический и сравнительный контроль (за работой педагогов).

 Контроль результативности воспитанников проводится в следующих формах: зачеты, соревнования, открытые уроки, концерты, конкурсы, олимпиады, выставки, тесты, игры, ярмарки, собеседование, рефераты, защита выпускной работы, экзамены на получение квалификационных удостоверений.

Контроль за деятельностью педагогов осуществляется в форме открытых занятий, творческих отчетов, выставок, смотров, конкурсов.

 

6.  Портрет выпускника ДТДМ.

 

 

 

Портрет выпускника ДТДМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Организация образовательного процесса ДТДМ  осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

Учреждение работает с 8:00 до 20:00  (для молодежи до 22:00).

Занятия для детей в ДТДМ проводятся в любой день недели, включая воскресенье и каникулы.

Расписание занятий предусматривет перерыв достаточной продолжительности, но не менее 10 минут.

Образовательный процесс в ДТДМ строится на добровольном выборе обучающимися (воспитанниками) направлений дополнительного образования.

ДТДМ обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.

Для зачисления ребенка в ДТДМ родители (законные представители) представляют следующие документы:

-             заявление о зачислении;

-             медицинское заключение о состоянии здоровья.

ДТДМ заключает с родителями (законными представителями) договор.

Зачисление в ДТДМ оформляется приказом директора ДТДМ.

 Подача заявлений о приёме в ДТДМ возможна в течение всего календарного года.

Группы обучающихся (воспитанников) комплектуются до 15 сентября текущего учебного года.

         Занятие объединения является основной формой учебно-воспитательной работы ДТДМ.

 Обучение проводится на русском языке.

Деятельность обучающихся (воспитанников) в ДТДМ осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам: кружок, клуб, ансамбль, театр, студия, группа, школа. Каждый обучающийся (воспитанник) имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. С детьми - инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства по желанию родителей.

Занятия в объединениях проводятся по одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам индивидуально, по группам или всем составом объединения.

С учетом потребностей и возможностей обучающихся (воспитанников) дополнительные образовательные программы могут осваиваться в различных формах учебных занятий: репетиции, семинары, конференции, имитационно-ролевые игры, организационно-деловые игры, тренинги, образовательные путешествия, массовые образовательные мероприятия, в том числе с использованием современных информационных технологий, что определяется дополнительной образовательной программой.

Наполняемость групп обучающихся (воспитанников) в ДТДМ и предельная недельная часовая нагрузка на одну группу определяется дополнительными образовательными программами, исходя из психолого-педагогической целесообразности, с учетом возраста обучающихся (воспитанников), специфики и направленности деятельности объединения, благоприятного режима работы и отдыха, с учетом требований действующих санитарно-эпидемиологических требований:

изобразительное творчество – группы от 10 до 15 чел.;

прикладное творчество – группы от 10 до 15 чел.;

музыкальные – группы 1/8-1/12 чел.;

театральные – группы  от 10до 15 чел.;

оркестровые – группы от 10 до 30 чел.;

хореографические – группы от 10 до 20 чел.;

спортивно-оздоровительные – группы от 10 до 15 чел.;

начальное техническое творчество – группы от 10 до 15 чел.;

информатика и вычислительная техника – группы от 10 до 15 чел.;

туристско-краеведческие – группы от 10до 15 чел.;

эколого-биологические – группы от 10 до 15 чел.;

военно-патриотические – группы от 10 до 15 чел.;

социально-педагогические – группы от 10 до 15 чел.;

культурологические – группы от 10 до 15 чел.

 

Максимальная продолжительность занятий со всем составом и индивидуально в оркестровых и вокальных объединениях не превышает 10 часов в неделю; туристической и научно-технической направленности – 9 часов в неделю.

Расписание занятий объединений составляется администрацией ДТДМ по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей, наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся (воспитанников), их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. При проведении занятий  через каждые 45 минут организуются перерывы для отдыха со сменой видов деятельности.  Для воспитанников 6-летнего возраста занятия в объединении проводятся в течение 30 минут.

В работе объединений могут участвовать совместно с обучающимися (воспитанниками) их родители (законные представители) без включения в основной состав при наличии условий и согласия руководителя.

Организация работы объединений соответствует правилам техники безопасности. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время занятий, экскурсий, походов, концертов возлагается на руководителя объединения.

ДТДМ организует работу с обучающимися (воспитанниками) в течение всего календарного года. В период школьных каникул объединения работают по измененному расписанию учебных занятий с основным или переменным составом, индивидуально.

ДТДМ организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха, общения обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей).

В ДТДМ ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в ДТДМ создан методический отдел.

ДТДМ оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности, а также детским общественным объединениям и организациям по договору с ними.

 

IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Пояснительная записка к учебному плану.

В ДТДМ осуществляется  работа по 57 дополнительным образовательным программам, срок реализации программ от 1 года до 10 лет.

Учебный план и его логика построения отражают основные цели и задачи, стоящие перед дворцом творчества.

Для их достижения педагоги самостоятельно отбирают формы и методы с учетом ступенчатости обучения:

на первой ступени обучения (1-ый год обучения, дошкольники, младшие школьники) в привлекательной игровой форме педагоги формируют у детей интерес к данному виду творчества, желание и умение учиться, гуманизировать отношения между учащимися, педагогами, родителями; помогают детям приобрести опыт общения, сотрудничества, мотивируют интерес к самопознанию, формируют первые навыки творчества на основе положительной мотивации к знаниям, обеспечивают уровень освоения конкретной программы, расширяют уровень знаний в данной образовательной области, общекультурный уровень;

на второй ступени обучения (1 -2 год обучения, средний, старший школьный возраст) через активные формы познавательной, трудовой деятельности, и игру с том числе, педагоги формируют познавательные интересы и познавательные навыки, создают условия для самовыражения учащихся, развития их творческого потенциала в различных видах познавательно-преобразовательных видах деятельности, развивают базовые умения и навыки, необходимые для занятий данным видом деятельности на третьем этапе, готовят к самостоятельной исследовательской деятельности, создают условия для социализации личности;

на третьей ступени обучения (3-4 год обучения, средний и старший школьный возраст) педагоги ориентированы на продолжение самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, продолжают ранее начатое нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие их способностей, формируют психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению, обеспечивают развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития, включают в научно-исследовательскую деятельность.

Третья ступень характеризуется самостоятельным творчеством, формирующим потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире, характеризуется ориентацией педагога на работу с одаренными детьми.

Учебный план является основой для осуществления образовательной деятельности ДТДМ и соответствует требованиям, установленным СанПин.

Учебный план вместе со статистическими отчетами дает возможность:

-       контролировать выполнение образовательных программ;

-       оценивать эффективность образовательных программ каждого педагога и образовательной программы ДТДМ в целом;

-       увидеть наглядно сохранность количества групп в ходе освоения курса образовательной программы;

-       обозначить тенденции в развитии зафиксированных в лицензии направленностей образовательной деятельности;

-       увидеть изменения в содержании образовательной программы ДТДМ в сопоставлении с предшествующими годами.

        Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности.

       Содержание образовательных программ направлено на:

-       создание условий для развития личности ребенка;

-       развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-       обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;

-       создание условий для социального, культурного и профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности;

-       интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

-       взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

     Дополнительные образовательные программы, реализуемые ДТДМ являются авторскими и модифицированными. Занятия проводятся в течение всего учебного дня, распределение часов занятий зависят от конкретной программы.

Образовательная программа дополняется ежегодными приложениями.

 

 

V.  ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

 

Перечень образовательных программ на 2013 – 2014 год.

 

 

 

Направление

 

Название программы

 

Тип

программы

Срок реализации

Уровень реализации

1

2

3

4

5

1.       Научно-техническое

«Мой компьютер»

Сапрыгин В.М.

 

модифицир.

2 года

7-12 лет

 

«Основы радиотехнического конструирования»

Сапрыгин В.М.

    авторская

       3 года

      12-18 лет

 

 

 

 

 

 

«Компьютерная графика»

Артамонова А.В.

    модифицир.

        1 год

    11-1 5 лет

 

 

 

 

 

2.       Техническое

«Выжигание»

Изотова А.В.

 

     авторская

 

 

        2 года

 

     8-15 лет

 

1

2

3

4

5

3.       Физкультурно-спортивное

Программа по художественной гимнастике студии пластического танца «Босоножки»

Кулешова Е.Л.

модифицир.

9 лет

6-15 лет

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа коллектива спортивного бального танца «Радуга»

Журова Л.С.

Программа спортивного бального танца

Хорьков М.С.

Лаппа С.В.

модифицир.

 

 

 

   модифицир.

8 лет

 

 

 

        5 лет

8-15 лет

 

 

 

      6-18 лет

 

 

 

-            

 

Программа современного бального танца «Дуэт»

Кассин А.В.

Картавенков С.А.

модифицир.

5 лет

7-18 лет

 

 

 

 

 

 

Программа «Настольный теннис»

Канина З.И.

модифицир.

1 год

      7-18 лет

 

 

 

 

 

4.       Художественно-эстетическое

«Художественная роспись»

Угольникова С.Е.

авторская

4 года

7-11 лет

 

 

 

 

 

 

«Дизайн интерьера»

Аксёнова Н.В.

 

авторская

3 года

      9-14 лет

 

«Крой и моделирование одежды»

авторская

4 года

10-12 лет

 

«Бисероплетение»

Кузнецова Р.П.

авторская

2 года

10-11 лет

 

 

 

 

 

 

Учебная программа по оригами

Галкина Л.Н.

авторская

4 года

8-18 лет

 

«Эстрадное пение»

Степанькова О.В.

      авторская

        3 года

      6-11 лет

 

 

 

 

 

 

«Юный график-керамист»

модифицир.

4 года

10-15 лет

 

Багдасарьян А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Творим и украшаем»

модифицир.

2 года

9-15 лет

 

Остяк  А.А.

Чикина И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа студии изобразительного искусства

авторская

3 года

6-12 лет

 

Анхимова Л.О.

Лобенкова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Хочу быть художником» (для детей с ограниченными возможностями)

авторская

2 года

10-12 лет

1

2

3

4

5

 

Багдасарьян А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Живопись»

модифицир.

4 года

13-18 лет

 

Беляев В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мода и рукоделие»

авторская

4 года

9-16 лет

 

Леднева Е.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по эстрадному вокалу

модифицир.

4 года

7-18 лет

 

Драгунова Т.И.

 

 

 

 

Пензина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Программа «Вокальный класс»

Гордиенко О.А.

Назарук Н.Б

модифицир.

3 года

7-18 лет

 

 

 

 

 

 

Программа театра студии «Молодой балет»

авторская

7 лет

7-16 лет

 

Ефимова И.Г.

Егорова Е.И.

Прудникова М.В.

Шураева Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа детского оркестрового объединения

авторская

7 лет

5-18 лет

 

Зубкова Н.С.

Зуй А.В.

Руцко И.Г.

Аверьянова Н.Н.

Ковалева Д.И.

Живуцкая Р.Н.

Гвоздий О.А.

Лебедев В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       Туристско-краеведческое

«Фотографы – краеведы»

Сивакова С.А.

авторская

2 года

12-15 лет

 

 

 

 

 

 

«Юный краевед»

модифицир.

2 года

12-16 лет

 

Николаева Е.А.

Фирсов О.Н.

 

 

 

 

Историческая мозаика Смоленщины»

Арсентьева В.Н.

 

    Модифицир.

        1 год

     12-13 лет

 

«Азбука Смоленского края»

модифицир.

1 год

7-10 лет

 

Пронина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       Эколого-биологическое

«Я познаю мир»

Никитина Е.Ю.

авторская

2года

 11-13 лет

 

 

 

 

 

 

«Экологи – краеведы»

авторская

3 года

      14-17 лет

 

Антощенков В.Ф.

 

 

 

 

Дроздов А.М.

 

 

 

1

2

3

4

5

7.       Военно-патриотическое

Программа воспитательно-образовательного курса «Юный патриот»

авторская

2 года

12-18 лет

 

Грушенко В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Школы знаменных групп»

авторская

2 года

11-15 лет

 

Зезюлинская В.Н.

Баринова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       Социально-педагогическое

Комплексная образовательная программа гуманитарно-эстетической школы

авторская

2 года

5-7 лет

 

Кудасова Т.В.

 

 

 

 

Филиппенкова С.В.

 

 

 

 

Степанькова О.В.

 

 

 

 

Салухова Н.Н.

 

 

 

 

Белова Н.С.

 

 

 

 

Угольникова С.Е.

 

 

 

 

Прудникова М.В.

 

 

 

 

Новикова Е.С.

 

 

 

 

Шураева Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная программа совета полномочных представителей СДГО им. Ю.А. Гагарина

авторская

2 года

14-16 лет

 

Жевлакова С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная программа «Школы штурманов» гагаринских отрядов

авторская

2 года

10-13 лет

 

Абрамова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Элементарное музицирование»

авторская

2 года

5-6 лет

 

Степанькова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа школы раннего развития «Гномики»

Гришко Л.В.

модифицир.

1 год

4 года

 

 

 

 

 

 

«Пресс-центр»

модифицир.

2 года

13-16 лет

 

Лупан И.В.

 

 

 

 

Жевлакова С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мир вокруг меня»

авторская

3 года

6-11 лет

 

Абрамова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Детский орден милосердия»

авторская

3 года

7-16 лет

 

Галкина Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тропинки Смоленщины»

авторская

3 года

11-17 лет

 

Белова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Школа здоровья»

Чуева С.Н.

      модифицир.

       2 года

     10-12 лет

1

2

3

4

5

 

ЮИД

Поданева Е.В.

      модифицир.

       2 года

     10-12 лет

 

 

 

 

 

9.       Культо-рологическое

Программа фольклорного ансамбля «Вербочки»

модифицир.

4 года

7-12 лет

 

Теплухина И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Говорим и поем по-английски»

авторская

3 года

7-14 лет

 

Салухова Н.Н.

 

 

 

 

 

«Учимся говорить по-английски»

модифицир.

3 года

6-8 лет

 

Белова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Польский язык»

модифицир.

2 года

7-18 лет

 

Лапикова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа клуба организаторов массовых дел «Да здравствует, игра!»

авторская

3 года

7-15 лет

 

Иванова Л.В.

Назарова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Киноклуб»

Слесарева О.В.

     модифицир.

       1 год

     16-17

 

 

 

 

 

 

Организаторы досуговых программ

авторская

3 года

11-16 лет

 

Фролова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Азбука творчества»

авторская

5 лет

7-15 лет

 

Васильева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа ансамбля народного танца «Славянский танец»

авторская

6 лет

6-16 лет

 

Абраменков Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Народно-сценический танец»

Хомякова Т.В.

модифицир.

       5 лет

7-12 лет

 

 

 

 

 

 

Программа вокального ансамбля «Гармония»

авторская

3 года

       7-14 лет

 

Юкечева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

10.   Естественно-научное

НОУ

Никитина Е.Ю.

авторская

4 года

13-17 лет

 

 

 

 

 

 

Программа школьного клуба игрового развития «Что, где, когда?»

авторская

2 года

13-16 лет

 

Игнатенков П.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план на 2013 – 2014 учебный год.

 

п/п

Наименование коллектива

Ф.И.О.

руководителя

Пед.

нагрузка

Кол-во

групп

Кол-во

уч-ся

Место проведения

 

Научно-техническое направление

 

 

 

 

 

1.     

Радиотехнический

Сапрыгин В.М.

9

1

10

ДТДМ

2.     

Компьютерный

Сапрыгин В.М.

12

2

10

ДТДМ

3.     

- // -

Артамонова А.В.

8

2

16

ДТДМ структурное подразделение

 

Спортивно-техническое направление

 

 

 

 

 

1.     

Выжигание

Изотова А.В.

9

2

30

ДТДМ структурное подразделение

 

Физкультурно-спортивное направление

 

 

 

 

 

1.     

Пластическая студия «Босоножки

Кулешова Е.Л.

24

4

50

ДТДМ структурное подразделение

2.     

Спортивные танцы «Радуга»

Журова Л.С.

24

4

60

ДТДМ структурное подразделение

3.     

- // -

Хорьков М.С.

30

6

80

ДТДМ структурное подразделение

4.     

Спортивные танцы «Дуэт»

Кассин А.В.

32

6

75

ДТДМ структурное подразделение

5.     

Теннис

Канина З.И.

9

2

30

ДТДМ структурное подразделение

6.     

Хореографический

Картавенков С.А.

16

3

43

ДТДМ структурное подразделение

 

Художественно-эстетическое направление

 

 

 

 

 

1.     

Художественная роспись

Угольникова С.Е.

27

6

90

ДТДМ структурное подразделение

2.     

Крой и моделирование одежды

Кузнецова Р.П.

22

4

51

ДТДМ структурное подразделение

3.     

Юный дизайнер

Аксёнова Н.В.

16

5

65

ДТДМ структурное подразделение

4.     

Оригами

Галкина Л.Н.

6

1

8

ДТДМ структурное подразделение

5.     

Детская студия ремесел

Багдасарьян А.В.

12

2

30

ДТДМ структурное подразделение

6.     

Дизайн

Остяк А.А.

12

 

 

ДТДМ структурное подразделение

7.     

Изостудия

Анхимова Л.О.

32

6

64

ДТДМ

8.     

- // -

Лобенкова О.В.

8

2

36

ДТДМ структурное подразделение

9.     

Декоративный

Беляев В.И.

24

4

44

ДТДМ структурное подразделение

10. 

- // -

Чикина И.И.

8

2

30

ДТДМ структурное подразделение

11. 

Мода и рукоделие

Леднева Е.К.

26

5

54

ДТДМ структурное подразделение

12.3

Эстрадный вокал

Драгунова Т.И.

20

2

24

ДТДМ

13. 

- // -

Пензина Е.Л.

16

2

27

ДТДМ

14. 

- // -

Степанькова О.В.

6

1

10

ДТДМ

15. 

- // -

Гордиенко О.А.

28

 

 

ДТДМ структурное подразделение

16. 

Балет

Ефимова И.Г.

24

4

41

ДТДМ структурное подразделение

17. 

- // -

Егорова Е.И.

16

3

30

ДТДМ

ДТДМ структурное подразделение

18. 

- // -

Прудникова М.В.

  26

5

54

ДТДМ структурное подразделение

19. 

ДОО

Зубкова Н.С.

12

2

16

ДТДМ

20. 

- // -

Зуй А.В.

45

5

45

ДТДМ

21. 

- // -

Аверьянова Н.Н.

36

3

20

ДТДМ

22. 

- // -

Руцко И.Г.

36

3

32

ДТДМ

23. 

- //

Живуцкая Р.Н.

12

2

36

ДТДМ

24. 

- // -

Ковалёва А.И.

10

1

8

ДТДМ

25. 

- // -

Мелихов В.М.

16

2

14

ДТДМ

26. 

- // -

Лебедев В.В.

16

2

12

ДТДМ

27. 

- // -

Гвоздий О.А.

12

2

14

ДТДМ

 

Туристско-краеведческое направление

 

 

 

 

 

1.     

Туристический

Сивакова С.А.

12

2

24

ДТДМ структурное подразделение

2.     

- // -

Николаева Е.А.

12

2

30

ДТДМ структурное подразделение

3.     

- // -

Фирсов О.Н.

9

2

24

ДТДМ

4.     

- // -

Барсуков В.Л.

6

1

10

ДТДМ

5.     

- // -

Дроздов А.М.

9

2

20

ДТДМ

6.     

Азбука Смоленской области

Пронина Н.В.

12

3

45

ДТДМ структурное подразделение

7.     

Краеведческий

Арсентьева В.Н.

8

2

30

ДТДМ структурное подразделение

 

Эколого-биологическое направление

 

 

 

 

 

1.     

Школа юного исследователя

Никитина Е.Ю.

6

1

15

ДТДМ структурное подразделение

2.     

Экологический

Антощенков В.Ф.

6

1

12

ДТДМ структурное подразделение

 

Военно-патриотическое направление

 

 

 

 

 

1.     

Школа знаменных групп

Зезюлинская В.Н.

 

 

 

 

2.     

- // -

Баринова Е. А.

12

3

45

ДТДМ

 

Социально-педагогическое направление

 

 

 

 

 

1.     

Гуманитарно-эстетическая школа

Шураева Т.В.

10

2

40

ДТДМ

2.     

- // -

Игнатьева Т.П.

4

1

15

ДТДМ

3.     

- // -

Степанькова О.В.

6

2

50

ДТДМ

4.     

- // -

Новикова Е.С.

12

3

40

ДТДМ

5.     

- // -

Гришко Л.В.

12

 

 

ДТДМ структурное подразделение

6.     

Развивающий

Филипенкова С.В.

12

5

75

ДТДМ структурное подразделение

7.     

Здоровьесберегающий

Чуева С.Н.

8

2

30

ДТДМ структурное подразделение

8.     

- // -

Лаппа С.В.

10

2

36

ДТДМ структурное подразделение

9.     

Школа штурманов

Абрамова Л.В.

12

3

45

ДТДМ

10. 

ЮИД

Поданёва Е.В.

8

2

30

ДТДМ структурное подразделение

11. 

Пресс-центр

Лупан И.В.

12

 

 

 

12. 

- // -

Жевлакова С.С.

12

3

45

ДТДМ

 

Культурологическое направление

 

 

 

 

 

1.     

Фольклорный

Теплухина И.П.

28

4

44

ДТДМ

2.     

Киноклуб

Слесарева О.В.

4

1

15

 

3.     

Английский язык

Салухова Н.Н.

20

5

84

ДТДМ

4.     

- // -

Белова Н.С.

12

4

62

ДТДМ

5.     

Польский язык

Лапикова А.В.

12

2

25

ДТДМ

6.     

Организаторы массовых дел

Иванова Л.В.

12

3

58

ДТДМ структурное подразделение

7.     

Организаторы досуговых программ

Фролова Н.С.

12

3

45

ДТДМ структурное подразделение

8.     

Школа творчества

Васильева Н.В.

12

3

34

ДТДМ

9.     

Народного танец «Родник»

Абраменков Е.И.

12

2

40

ДТДМ структурное подразделение

10. 

- // -

Хомякова Т.В.

22

5

58

ДТДМ структурное подразделение

11. 

Вокальный

Юкечева Е.В.

8

2

30

ДТДМ структурное подразделение

 

Естественнонаучное направление

 

 

 

 

 

1.     

НОУ

Никитина Е.Ю.

6

1

15

ДТДМ

2.     

Клуб игрового развития

Игнатенков П.В.

12

2

45

ДТДМ